Присадки - плохо и еще 5 мифов о моторном масле

Обмен опытом между бывалыми водителями бесценен. Отец или дядя, мужики в гаражах, сосед-механик — они хоть раз помогали каждому из нас не наделать глупостей. Но эти источники информации иногда нас и подводят, заставляя верить в то, что давно неактуально

Чтобы разобраться в том, как в XXI веке выбирать моторные масла, как их менять, а как — проверять, редакторы Автоленд-ИНФО обратились к главному техническому специалисту компании «ТОТАЛ ВОСТОК» Роману Корчагину. На что можно, а на что нельзя ориентироваться?

Миф 1

Рекомендации автопроизводителей — это просто реклама, не нужно переплачивать за цифры и «допуски» на упаковке масла

В реальности:

С моторным маслом дела обстоят примерно так же, как с продуктами питания. Никто не запрещает покупать самые дешевые продукты в магазине, но если питаться только ими, то проблемы со здоровьем в будущем весьма вероятны.

От некачественного смазочного материала мотор автомобиля вряд ли выйдет из строя за несколько минут. Но в отдаленной перспективе использование масла, которое не соответствует требованиям производителя автомобиля, приведет к нежелательным последствиям. Как минимум — к повышенному износу деталей газораспределительного механизма и к значительному объему отложений, которые и станут отложенным результатом нерациональной экономии.

Миф 2

Если в масле много присадок — это очень плохо. Присадки вредят двигателю, так что лучше без них

В реальности:

Чистые базовые масла без присадок применялись 80 лет назад. И уже тогда специалисты поняли, что естественных противоизносных свойств смазочного материала недостаточно, чтобы обеспечить длительную сохранность двигателя и его работоспособность и надежность. С этого момента, собственно, началась история разработки международных классификаций смазочных материалов.

Сначала в масла стали добавлять специальные компоненты, противостоящие износу моторов — это и были первые присадки. После противоизносных присадок появились компоненты с моющими свойствами...

К сегодняшнему дню мировая индустрия пришла к тому, что в моторном масле используется более 20 специальных соединений, которые обеспечивают работоспособность продукта.

Миф 3

«Минералка», полусинтетика и синтетика совместимы и их можно смешивать:

Минеральное масло, полусинтетическое и синтетическое моторное масло делаются совершенно разными способами, с использованием сильно отличающихся технологий.

Их состав тоже разный. Кроме того, отличаются и пакеты присадок для «минералки», полусинтетики и синтетики — в них будут разные компоненты. Да, международные стандарты обязывают производителей смазочных материалов обеспечивать совместимость масел, но одинаковые свойства требуются лишь в пределах 10-процентной разницы. Все, что выше 10% просто-напросто никем не проверяется.

Сама же цифра в 10% не означает, что разные масла можно смешивать в соотношении 1 к 1. Указанный процент выдерживается для того, чтобы гарантировать лишь возможность замены масла без промывки двигателя, ведь небольшое количество старого смазочного материала остается в моторе даже после полного слива масла. Я не рекомендую рисковать со смешиванием масел разного типа.

Миф 4

Промывать мотор перед заменой масла не нужно — это даже может быть опасно для двигателя

В реальности:

Универсальной рекомендации по этому вопросу не существует. Когда речь идет об автомобиле, история обслуживания которого полностью известна, а при этом обслуживании всегда выбирались высококачественные материалы — да, промывать двигатель необходимости нет. Моющие свойства современных масел обеспечивают необходимую защиту мотора.

Если у владельца нет информации, какое масло использовалось в автомобиле ранее, неизвестно, как часто проводилось техническое обслуживание, то первым делом нужно оценить: что под клапанной крышкой? Если отложений нет и все в порядке, то можно обойтись без промывания. Зато если видны отложения, то промывка необходима.

При промывании мотора лучше всего использовать опять-таки товарное масло. Популярные «пятиминутки» и средства, называющиеся промывочными маслами, как раз могут навредить двигателю, поскольку их состав неполноценен по сравнению с товарным маслом. Именно негативные последствия использования этих средств и стали причиной появления мифа об опасности промывания мотора.

Миф 5

Потемневшее масло сигнализирует о проблемах с двигателем

В реальности:

Все наоборот, мотору грозит поломка, если цвет масла со временем не меняется. Смазка движется по замкнутому контуру, выполняет свои функции и смывает нагары — и она должна становиться более темной. В случае если после 3-5 тыс. км пробега владелец видит на щупе прозрачное масло, должен возникнуть большой вопрос: очищает ли используемая смазка двигатель, есть ли в ней все необходимые присадки и вообще правильно ли работает это масло? У бензиновых, дизельных и газовых двигателей скорость потемнения масла слегка отличается, но правило все равно общее для всех.

Если масло спустя 5 тыс. км не потемнело, то его немедленно нужно заменить на новый смазочный материал, причем приобретенный у официального дистрибьютора, чтобы исключить риск повторного использования некачественного продукта.

Миф 6

Грамотный механик определит вязкость масла «на ощупь»

В реальности:

Вязкость масла определяется только в лабораторных условиях на специальном приборе — вискозиметре. Механики, которые берут пробу и растирают каплю масла пальцами, на самом деле определить его вязкость таким образом не могут. Конечно, невозможно таким способом и понять, подходит ли масло автомобилю.

При необходимости провести детальный анализ отработанного масла стоит воспользоваться услугой ANAC от бренда TOTAL. Современная технология дает полное описание реологических свойств смазочного материала, состояние пакета присадок, наличие загрязнений и состояние износа. «На глаз» или «на ощупь» эти параметры не определяются в принципе.